Корзина

Корзина

Частным лицам +7 (495) 232-32-16

Слушателям
от организации
+7 (495) 780-48-44

+7 (495) 780-48-49

Частным лицам +7 (495) 232-32-16

Слушателям
от организации
+7 (495) 780-48-44

+7 (495) 780-48-49

Обучение ИТ-специалистов: рассчитываем ценность для бизнеса

Современный бизнес предъявляет высокие требования к сотрудникам в части соответствия их знаний актуальным рыночным тенденциям. Это заключается не только в знании иностранных языков и умении работать мобильно, но и иметь соответствующие компетенции в использовании информационных технологий и решений. Из чего складывается ценность ИТ-обучения для бизнеса?

В условиях высокой конкуренции любая компания пытается достичь высокой маржинальности своего бизнеса, привлечь к себе платежеспособных клиентов и повысить производительность труда своих сотрудников. Наиболее очевидным способом решения этих задач является обучение специалистов ИТ-знаниям (проведение тренингов, семинаров, практикумы), после которых сотрудники более эффективно пользуются ИТ-средствам, соблюдают корпоративные политики и регламенты при использовании информационных систем, что отражается на общей операционной деятельности фирмы (рост удовлетворенности клиентов быстрым обслуживанием, повышение гибкости производственных ресурсов при выпуске новой продукции, рост доходов компании и т.п). Примечательно, что уровень оценки бизнес-ценности подобного обучения неоднороден – топ-менеджмент обычно понимает преимущества обученных работников над необученными, тогда как руководители на местах могут неоднозначно воспринимать подобные процедуры, считая их тратой времени и финансов. Самым рискованным в условиях современного рынка является непонимание бизнесом влияния необученных специалистов на работу компании.

Сколько стоит необученный ИТ-специалист?

В самом общем виде для организации любого масштаба и типа деятельности нахождение в штате специалистов с устаревшими ИТ-знаниями или с их отсутствием обходится бизнесу дороже, чем содержание высококвалифицированных сотрудников, несмотря на разницу в их зарплатах (она может быть многократной). Основная статья расходов на необученных или малообученных специалистов – техническая поддержка, которая в большинстве случаев связана с простоями самих сотрудников или долгим временем для завершения проекта, их невовлеченностью в работу, а также неаккуратности и неточности в выполнении заданий (необходимость перепроверки и исправления ошибок). Кроме того, проведение специальных курсов повышения квалификации и дополнительного обучения позволяет улучшить лояльность сотрудника – в компаниях, где нет таких программ, работники увольняются чаще в несколько раз, чем в тех, где такие программы присутствуют. Так, по данным American Society for Training & Development, организацию, где не обеспечен рост квалификации, покинут 41% работников против 12%, работающих там, где эти программы действуют.

Что дает ИТ-обучение бизнесу?

Источник: The Alchemy Solutions Group, 2010

По данным исследования аналитической компании IDC, в докризисный период в среднем компания тратила от 10 до 30% от усредненного показателя своей эффективности за счет использования неквалифицированных или малоквалифицированных ИТ-специалистов. Более того, к третьему году измерений этого показателя фирма уже работала только на 41% от своих возможностей, каждый год, снижая этот показатель и достигая 24% к шестому году наблюдений за счет текучки кадров, технологических изменений, устаревания знаний, изменений рынка. Подобные метрики возможны, если стоимость затрат на ИТ-обучение разложить на три основных направления, где будет просчитываем уровень ROI. Это – оценка доли квалифицированных ИТ-кадров в генерации прибыли компании, в сокращении издержек и в производительности труда. Это распространяется не только на организации, где ИТ и телекоммуникации являются основным видом бизнеса (там, в частности, две трети ИТ-руководителей считают, что успешность их подразделения зависит от уровня знаний команды), но и там, где они представляют собой второстепенное направление – потраченные в краткосрочном периоде средства на обучение могут вернуться в долгосрочной перспективе в виде увеличившейся прибыли или в среднесрочной в виде уменьшения расходных статей бюджета (снижение количества обращений в техподдержку, грамотные политики использования ПК и оргтехникой, повышение эффективности труда при внедрении ПО для автоматизации – CRM, СЭД, корпоративных порталов и пр.) По данным исследования The Alchemy Solutions Group, проведенного в 2010 году, 67% организациям требуется четкое предварительное финансовое обоснование необходимости введения расходной статьи на ИТ-обучение, поскольку только 42% компаний имеют возможности отсроченной оценки этих вложений. В связи с этим возникает риск, что бизнес потеряет непосредственно необходимый "здесь и сейчас" кейс для проведения дополнительного обучения – то есть, например, конкуренты успеют вывести в массовое использование новую технологию, связанную с операционной деятельностью компании, сотрудники уволятся, сочтя работу в компании бесперспективной для удовлетворения их профессиональных амбиций, поставленные цели и задачи бизнеса будут скорректированы и так далее. Особенно это существенно в период нестабильности на рынке, когда бизнес может необоснованно урезать расходы на определенных направлениях, часто включая в них издержки на обучение сотрудников. Также это может наблюдаться в компаниях, где очень активно идет быстрый процесс автоматизации операционных процессов, за счет чего складывается иллюзия, что по его окончании потребность в самих специалистах сведется к минимуму (как если бы приложения и оборудование могли сами выполнять действия без какого-либо контроля со стороны человека или программирования по конкретные бизнес-процессы и изменяющиеся условия рынка).

Каким бывает ИТ-обучение?

Подготовка специалистов в компании обычно состоит из трех взаимосвязанных аспектов – прохождения сотрудниками обязательных общих учебных мероприятий, ориентации на возможность обучения в дальнейшем (то есть, повышение квалификации должно относиться к развивающейся и перспективной технологии на рынке), а также стимулов к прохождению обучения (приказ от руководства, пример менеджеров, бонусы и другие схемы поощрения сотрудников). Оно может проводиться в специальных учебных центрах (в рамках аудиторных занятий или публичных мастер-классов), индивидуально на самом предприятии, дистанционно. Выбор того или иного способа проведения зависит от целей и задач обучения, сложности изучаемого продукта или технологии, а также финансовых возможностей компании. В случае с ИТ-обучением распространены именно занятия в учебных центрах (есть необходимые ТСО, возможность "живой" обратной связи с преподавателем, наглядность и привычность самого процесса). Кроме того, в случае обучения большого количества специалистов подобный способ будет стоить дешевле, чем приглашение преподавателей на проведение занятий внутри компании. Однако обучение в учебных центрах актуально преимущественно для массовых продуктов и технологий, которые достаточно сложны для заочного изучения, уровень ИТ-компетенции для которых жестко определен различными отраслевыми стандартами и не требует "кастомизации" под бизнес отдельно взятой компании.

Если в компании есть потребность в обучении специальной узконаправленной технологии, которая может при этом иметь определенный коммерческий интерес для конкретного бизнеса, то целесообразно проводить отдельные выездные сессии внутри компании или обучать "массово" нескольких специалистов, которые, пройдя сертификацию, смогут "на местах" объяснить остальным сотрудникам более частные практические аспекты. Для СМБ-компаний, где по определенным причинам нет больших бюджетов на ИТ-обучение, "комбинированный" (часть сотрудников учится в авторизованном учебном центре, а потом делится знаниями с остальными) способ представляется более выгодным, чем проведение индивидуальных практикумов. Представляется, что дистанционное обучение, несмотря на очевидные преимущества (гибкий график занятий, задействование интерактивных мультимедиа-способов коммуникации – видео, интернет-сервисы и т.п., относительно низкая стоимость учебных материалов и пр.), требует серьезной мотивированности и дисциплинированности сотрудников, которая далеко не всегда достижима в условиях СМБ-компаний. Тем не менее, некоторые элементы таких практик, например, вебинары и интернет-конференции от вендоров, могут встраиваться в традиционные схемы проведения мероприятий по ИТ-обучению. Поскольку они не требуют от сотрудника особой активности (он может участвовать в них, находясь на своем рабочем месте, работая на привычном компьютере и используя нативные средства взаимодействия), существует большая вероятность того, что их пройдет большое количество работников. В результате этого сотрудник сможет получить наиболее компетентные знания напрямую от вендора эффективным и малозатратным способом.

По мнению директора Бауманского учебного центра «Специалист», Дмитрия Гудзенко, в России немного обучающих центров с высокими партнерскими статусами от вендоров и обусловлено это тем, что крупные мировые компании-разработчики дорожат своей репутацией и предъявляют очень высокие требования к сертифицированным учебным центрам. "Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо не только достичь высочайшей планки в организации и качестве обучения, но и постоянно подтверждать ее, а это под силу немногим - тем ценнее обучение в сертифицированных учебных центрах. Поэтому, несмотря на достаточно большое количество бесплатных курсов для представителей малого бизнеса, те, кто действительно думает о качестве получаемых знаний и навыков, выбирают авторизованные центры обучения", - объясняет он. По его оценкам, для работодателей из СМБ-компаний большое значение имеет эффективность труда сотрудника, оптимизация его рабочего времени. Поэтому большим спросом на рынке труда пользуются специалисты, обладающие уверенными навыками работы с ПК, а, следовательно – курсы для начинающих и опытных пользователей ПК. Так, кандидат, обладающий сертификатом MOS (Microsoft Office Specialist, программа сертификации на уровень владения бизнес-приложениями MS Office – прим.CNews) или ECDL (международный сертификат, подтверждающий знание основ ИТ – прим. CNews), будет иметь дополнительные баллы при устройстве на работу или продвижении по карьерной лестнице. При этом сертификация актуальна еще и потому, что, зачастую, при необходимости найма технического специалиста в СМБ-компаниях отсутствуют соответствующие работники, которые могли бы проверить профессиональные знания кандидатов.

Большой популярностью среди сотрудников СМБ-компаний пользуются курсы по направлению веб-технологий, считает господин Гудзенко. Это обусловлено, по его мнению тем, что, как правило, штат СМБ-компаний достаточно небольшой, поэтому выгодно, чтобы один специалист выполнял несколько функций, например, занимался дизайном и наполнением контента сайта, оптимизацией и продвижением. "Сотрудники таких компаний учатся с большим желанием, они нацелены на результат – ведь это делает их не только высококвалифицированными, но и многопрофильными специалистами, которые всегда найдут себе высокооплачиваемую работу. Интерес к веб-направлению вызван еще и тем, что инструменты веб-маркетинга и поисковой оптимизации в грамотных руках даже при нулевых вложениях - что актуально для малого бизнеса - могут принести реальных клиентов, к тому же поисковая оптимизация дает очень быструю окупаемость средств, что очень важно особенно для СМБ", - замечает эксперт. Также очевидно, что успешность и прибыльность компании зависит также от качественного менеджмента, владеющего и своей профессией, и современными информационными технологиями, а также основ бухгалтерского учета, нововведений в законодательстве, налогообложении, финансовой отчетности, в том числе, и по международным стандартам, что дает возможность развития бизнеса и выведения его на принципиально новый уровень.

Михаил Демидов / CNews

Источник:


17.03.2011

envelope

Спасибо! Вам на e-mail отправлено письмо со ссылкой для подтверждения

Если письмо не пришло, поищите его в папке со спамом или повторите подписку

email-checked.png

Вы подписались на рассылку

Спасибо за обращение! Ваш менеджер свяжется с Вами в течение нескольких минут.