Уважаемые слушатели! Обращаем ваше внимание, что 01.05.2024 и 09.05.2024 у нас выходные дни. Вы можете оставить сообщение в чате, мы обязательно ответим!

Корзина

Корзина

Частным лицам +7 (495) 232-32-16

Слушателям
от организации
+7 (495) 780-48-44

+7 (495) 780-48-49

Частным лицам +7 (495) 232-32-16

Слушателям
от организации
+7 (495) 780-48-44

+7 (495) 780-48-49

Рабочее настроение тоже надо настраивать!

Лялина Ирина Владимировна

Лялина Ирина Владимировна,
эксперт в области разработки и реализации программ формирования и развития кадрового потенциала, оценки персонала

Поиск ответов о влиянии настроения на производительность, эффективность, лояльность сотрудников к компании не первый год определяют тематику наиболее заметных HR-конференций, и являются поводом трансляции в СМИ самых разных точек зрения.

Чем чревато для компании настроение сотрудника? Как выявить настроения персонала? Как создать настроение в команде для эффективного труда? Уйдут ли те, кто создает нервозную обстановку и транслирует хроническое недовольство? Всегда ли хорошее настроение на работе способствует выполнению задач?
Большинство из нас каждое утро идет на работу, прихватив с собой настроение, которое, кстати, может очень измениться до входа в дверь офиса. От того, с каким настроением человек начинает свой рабочий день, можно понять, какой климат в коллективе. Недавно, одна из моих знакомых задала вопрос: «Что мне делать? Как только я подхожу к работе, начинает болеть голова до тошноты, портится настроение и вообще ноги не идут. Может, работу пора менять?»

Действительно, что-то надо менять, возможно, - свое отношение к работе, возможно, – компанию. В любом случае, налицо, физиологические проявления стресса, а стрессогенные факторы нужно определить.

Давайте заглянем за офисную дверь рабочих будней и поищем индикаторы настроения сотрудников.

Офис №1 «Мир открытых эмоций»

С утра здесь пахнет кофе, в коридорах обсуждаются любые проблемы, живое общение, встречаются улыбки, вы не останетесь незамеченным, вас проводят и расспросят о том, как добрались. Если вы услышите громкий спор, то мнение каждого будет выслушано, замечания – только по делу, атмосфера профессионального уважения друг к другу пропитывает все коммуникации. Начальство критикуют, но уважают. Главное – никто не скрывает эмоций! В таком офисе настроения транслируются открыто и их не нужно «вытаскивать» наружу. Все обсуждается, значит есть возможность стабильно сохранять баланс эмоций и создать атмосферу «базового настроения», нацеленного на максимальную эффективность сотрудников. «Счастье – это когда тебя понимают!» Я не идеализирую офисный мир, но в компаниях, где интересы работы, а не личных амбиций управляют рабочим процессом, где руководители имеют высокий EQ, работа точно не является стрессогеном, но всегда поводом думать о ней. Критика в адрес компании связана чаще всего с обсуждением вариантов решения производственных задач, а не с личным негативным отношением. При намерении сотрудника уволиться, руководитель узнает об этом первым, т.к. это или «сожаления» о том, что есть веские причины покинуть компанию, или повод обсудить нерешенные профессиональные проблемы и, возможно, наметить новую зону ответственности. В любом случае, это открытый диалог. Есть ли негативные стороны в такой ситуации? Не без этого, поскольку идеальных компаний не бывает! Разумный контроль за таймингом совещаний, обсуждений, накалом страстей никогда не повредит.

Офис №2 «Кто не спрятался – я не виноват!»

Легкий романтический настрой утра меняется на ритм трудовых будней с приближением стрелки к 10:00. Тишина, сосредоточенность лиц за компьютерами, полное погружение в рабочий темп. Те, кто не успевают – лузеры! Общение только в рамках субординации, только в терминах, только по делу. Для личных проблем на работе места нет, не принято обсуждать настроение и в обеденный перерыв – это проявление слабости и низкой эффективности. Пожалуй, не хватает лозунга: «На работе думай только о работе!» или «Здесь тебе не Красный уголок, вот приди домой, там и чуйствуй!». Невозможность или «неприличность» транслировать настроение, делиться ими порождает замкнутость и закрытость сотрудников в производственных коммуникациях. Для эффективности работы это весьма неплохо, – эмоции не отвлекают! Однако, эмоциональное выгорание сотрудников в компаниях с жесткой корпоративной культурой и регламентами коммуникаций значительно выше и требует вмешательства HR- службы для контроля уровня стресса сотрудников, организации мероприятий по мотивации персонала, формированию лояльности и вовлеченности – т.е. дополнительных финансовых вложений в настроение!

Показательным фактом накопления внутреннего напряжения или стресса сотрудниками по отношению к работе (работодателю), является увеличение числа больничных листов, т.к. длительное пребывание в стрессе всегда сказывается на нашем здоровье и иммунной системе.

Снижение количества заполненных анкет и опросников о внесении предложений по организации корпоративных мероприятий, выбора тематики обучения или тренингов – тоже показатель отсутствия эмоционального отклика сотрудников на участие в жизни компании. При трансляции сотрудниками «ровного» базового настроения следует понимать, что это «желательное» поведение, но на самом деле истинные настроения наблюдаются в редких доверительных беседах коллег и чаще как негативные отзывы о своем состоянии: «я устал», «надоело все», «достало…».

Группой риска таких компаний являются сотрудники со стажем работы от 5 до 7 лет – профессионалы, не сумевшие реализовать свои карьерные планы, не оцененные за добросовестный труд, не получившие места для творческого роста. Они уходят без предупреждения, т.к. осознав невозможность изменений, отсутствия диалога с руководством, начинают искать другое место работы «без объявления войны». Повезет же кому-то…

Палочкой-выручалочкой в таких случаях может стать корпоративный коуч, или «коуч-доброволец» в лице менеджера по персоналу. Но тогда все сотрудники должны быть информированы от том, что в компании есть место, куда можно «выплеснуть» негативные эмоции и это ни коим образом не отразится на их пребывании в компании.

Отношения «Он» и «Она»

Еще одна сторона вопроса – отношения «Он» и «Она» и соотношение полов в коллективе. Мужская половина больше сосредоточена на содержании и оплате труда, женская – на отношениях, настроениях, предпочтениях, условиях труда. Выводы: мужские команды менее конфликтны, женские тратят много рабочего времени на эмоции и настроения. Уравновешенный половой состав коллектива сбалансирован и в трансляции настроений. Женщины меньше обсуждают личные проблемы, мужчины блещут интеллектом. А наличие «симпатий» и «легкий служебный флирт» благоприятно влияют на настроение.

Большинство HR-специалистов убеждено, что в коллективе просто необходимы мероприятия по формированию положительного базового настроения, начиная с бесплатной чашечки чая и кофе с плюшками, заканчивая программой еженедельных развлекательно-образовательных тусовок. Создание интерьеров и условий «как дома» нивелирует различия в восприятии рабочего пространства как агрессивной среды, но в большом количестве это же и расслабляет. Лично для меня, иметь место в офисе, где можно эмоционально одохнуть и поболтать не о работе, очень значимо – релаксируем и говорим о сокровенном.

Стоит ли прилагать весьма значимые усилия для создания хорошего настроения у каждого сотрудника на каждый день?

«Плохая новость»:

Не так давно в британской газете Daily Telegraph было сообщено об открытии канадских ученых с опровержением устоявшегося мнения о том, что хорошее настроение способствует производительности труда. Психологи из университета в провинции Альберта обследовали рабочих на заводе, производящем электронное оборудование. Как выяснилось, те из них, кто находился в плохом настроении, совершали при сборке в два раза меньше ошибок, нежели их жизнерадостные коллеги. Объясняя свои наблюдения, они пришли к логическим выводам о том, что сотрудник, приходящий на работу в радостном настроении, занят тем, чтобы процесс труда не омрачил его радостный настрой, в то время, как рабочие с плохим настроением приступали к труду в стремлении отвлечься от унылых мыслей, поэтому и работали с большей отдачей.

Думаю, что стоит задуматься над выводами данного исследования. И попробуем сделать свои. Итак, настроение – эмоциональное состояние сотрудника, оно однозначно влияет на процесс эффективности труда. «Базовое настроение» сотрудников компании – индикатор производительности, настроением можно и нужно управлять. Чтобы понять, каково настроение ваших сотрудников можно использовать наблюдения за неформальными коммуникациями, опросники, статистику заболеваемости и увольнений по личной инициативе, диагностировать эмоциональный фон компании вцелом, иметь «инструменты» снятия стрессов и страхов, открыть возможности неформального общения в виде форумов и чатов без последующего преследования за высказывания личного мнения и позиции, открыть обратную связь для тех, кто предпочитает письменную переписку для обсуждения рабочих проблем.

«Хорошая новость!»:

Бизнес стал задумываться о настроении своих сотрудников, естественно, не бескорыстно! Мотивация, как базовый компонент компетенций сотрудника изучается тщательно, а производственное настроение – индикатор мотивации к труду. Конечно, в рабочей среде настроение транслируется совершенно разными способами выражения, и не стоит обращать внимание на вечно недовольно брюзжащего ведущего специалиста о подготовке молодежи и уровне ее образования. Он (ведущий специалист), никогда не покинет наш цех – он его часть. Молодые специалисты (дети поколения Y), недовольны всем – у них очень большие ожидания и амбиции. Возможно, удастся остановить их поиски «лучшей компании на Земле» и сделать членами команды? Если нет – не прерывайте их полет, не исключено, что они вернуться к вам более опытными и понимающими.

Глядя утром на нас, едущих в метро или за рулем автомобиля, торопящихся попасть на электричку, пожалуй, согласишься с мнением иностранцев о том, что мы не самая «дружелюбная» нация. Но мы то помним, что «неулыбчивость» это историческая норма поведения русских в общественных местах. Время идет – мы улыбаемся чаще!

Настроения в коллективе складываются не сами по себе – это настроения каждого, кто что принес. Мне кажется очень важным сделать корпоративную культуру в компании достойной того, чтобы каждый сотрудник мог всегда поделиться радостью, успехом, найти поддержку в трудной ситуации. «Молчание ягнят» - не всегда отсутствие проблем в компании, надеюсь, это не про нас?


03.04.2015

envelope

Спасибо! Вам на e-mail отправлено письмо со ссылкой для подтверждения

Если письмо не пришло, поищите его в папке со спамом или повторите подписку

email-checked.png

Вы подписались на рассылку

Спасибо за обращение! Ваш менеджер свяжется с Вами в течение нескольких минут.