Обратите внимание! Регистрация новых пользователей на сайте временно возможна только через СМС.

Как сказать главное? Или черно-белые фотографии в Lightroom 2

Before (1 of 1)After (1 of 1)

Мы живем в ярком, многоцветном мире. Может быть, слишком ярком, если говорить о потоках информации, льющихся со всех сторон. Обилие цвета завораживает, завлекает и гипнотизирует, главное часто остается незамеченным. А один из самых лучших способов сказать главное — это не говорить лишнего. Если мы о фото, то это — черно-белые снимки.

Волшебство черно-белой фотографии не исчезло в наши дни. Это в первую очередь значит, что фотографам по-прежнему есть что сказать. Сказать так, чтобы быть услышанными, и черно-белая фотография здесь, как никогда, кстати. Все дело в психологии восприятия: при дефиците цветовой информации наше голодное внимание набрасывается на формы, детали, игру светотеней, и мы начинаем видеть то, что обычно нам мешает увидеть цвет. Дело за малым: как убрать цвет, а главное оставить?

Этот вопрос становится еще более актуальным, если речь заходит о вынужденном обесцвечивании, например, при печати на черно-белом принтере или в однокрасочных изданиях – книгах, газетах. В последнее время даже книги по цветокоррекции сопровождаются черно-белыми иллюстрациями такого качества, что начинаешь сомневаться – предназначены ли они вообще для прочтения? В большинстве подобных случаев простой перевод в Grayscale или вообще отправка в печать цветных изображений приводит к получению вялых и неинтересных оттисков. Неудивительно — сам по себе хороший черно-белый снимок не получится.

Во-первых, не все методы обесцвечивания хороши. Во-вторых, далеко не каждая фотография для этого подходит, необходим тщательный отбор сюжета, в идеале – на этапе съемки. Если сюжет подойдет для ч/б, то композицию следует строить на формах, контрастах и фактурах, обращать внимание на игру света и тени, абстрагируясь от цвета насколько это возможно. При этом переключать камеру в черно-белый режим стоит лишь в том случае, если вы снимаете в RAW, для JPEG - это не самая удачная мысль, вы получите лишь то, что увидите на экране фотоаппарата, ну, может быть, еще пару часов мучений с уровнями и кривыми в Photoshop.

Отчего же так? И зачем нам цветная информация, если мы собрались от нее отказываться?
На в Центре «Специалист» я часто показываю такой фокус: создайте небольшой документ в цветовой модели RGB. Залейте его любым ярким цветом. Вооружитесь инструментом rectangular marquee (прямоугольное выделение) и выделите произвольный прямоугольник. Теперь вызовите инструмент Hue/Saturation (Image -> Adjustments -> Hue/Saturation) и сдвиньте параметр Hue, не касаясь остальных ползунков. Нажмите ОК и повторите, создав новое выделение. После нескольких таких манипуляций вы должны получить изображение, напоминающее лоскутное одеяло. Хорошо. Теперь снимите выделение и снова вызовите Hue/Saturation. Cдвигайте ползунок Saturation влево. Когда вы дойдете до крайнего положения, наше лоскутное одеяло попросту исчезнет. Такова судьба цветового контраста, если оставить вопрос о переводе в ч/б на откуп программным алгоритмам. Другими словами: бывают цвета, различающиеся в цвете, но одинаковые в ч/б. И далеко не все инструменты это учитывают, а те, которые учитывают, нужно, как следует, настроить. Вот этим мы и займемся.

В Photoshop существует бесчисленное число способов добиться приемлемого качества черно-белой картинки (в которые, впрочем, не входят команды Desaturate и Grayscale), но мне хотелось бы рассказать, как это сделать, не прибегая к «тяжелой артиллерии» — поработаем в Photoshop Lightroom, зачастую его средств более чем достаточно.

Начнем с выбора фотографий. Переключитесь в режим Library. Подходящие снимки мы будем временно складывать в Quick Collection, поэтому перед началом работы убедитесь, что она пуста. Для этого найдите Quick Collection в панели Catalog, щелкните по ней правой клавишей мыши и выберите пункт Clear Quick Collection.

LightroomScreenSnapz001

Переключите библиотеку в режим Loupe View и посмотрим, что подойдет для работы.

LightroomScreenSnapz002

Особое внимание обращаем на фактуру, тени, особенно на игру контрастов. Если вам тяжело абстрагироваться от цвета, можно временно переключить фотографию в ч/б выбором пункта ”Grayscale” в списке Treatment в панели Quick Develop (этот список находится в правой панели Lightroom, в группе, которая в свернутом виде содержит лишь Saved Preset).

LightroomScreenSnapz003

Как только подходящая фотография найдется, просто нажмите клавишу B – это добавит снимок в Quick Collection. Если же вы решили работать в режиме Grid и предпочитаете манипулировать мышью, просто наведите курсор на правый верхний угол снимка. Жмите на появившийся кружок.

LightroomScreenSnapz004

Когда нужные снимки отобраны, соберем из них полноценную коллекцию, зайдите в Quick Collection и выделите все нажатием клавиш Ctrl+A. Перейдите к меню Collections. В правой ее части есть значок «плюс» — нажмите на него и выберите пункт «Create Collection…».

LightroomScreenSnapz005

В поле «Name» введите подходящее название – сегодня это может быть слово «Эксперимент», а в поле «Set» можно ничего не вводить – выбрать «None», хотя хорошо бы иметь специальный сет – набор коллекций – для работы с черно-белыми фотографиями, например, «BW». Использование сетов позволяет эффективно организовать работу с коллекциями, что особенно удобно в Lightroom, так как не приводит к увеличению пространства на диске занятого под дубли фотографий.

LightroomScreenSnapz006

Кроме названий в окне Create Collection включите обе галочки – Include selected photos, что само собой разумеется, и Make new virtual copies. Что касается виртуальных копий, то это еще одна замечательная опция Lightroom – для одного и того же снимка в каталоге (читай – базе данных) создаются две записи, с каждой из которых вы можете работать отдельно, так как если бы у вас было две одинаковые фотографии. Разумеется, это тоже не отразится на дисковом пространстве, так как собственно фотографии при этом не копируются. Жмите Create и переходите в коллекцию.

Выделите одну из фотографий и переключитесь в режим Develop.

LightroomScreenSnapz007

Первый способ, который мы рассмотрим, основан на обесцвечивании при помощи Treatment grayscale. Настройки Grayscale в Lightroom предполагают раздельную настройку яркости представления цветов в черно-белом варианте по восьми цветовым аспектам. Другими словами, мы можем указать, что голубое небо будет светлым, зеленая листва темной, а коричневый ствол светлее листвы, но темнее неба. Это позволяет расставить контрасты в единственно верном для сюжета порядке.

Шаг 1. Перейдите к панели Grayscale. Только переход в эту панель выполнит алгоритм перевода в ч/б с оптимальными, с точки зрения программы, настройками. Разумеется, это далеко не те настройки, которые будут оптимальными для конкретного снимка, но нужно же с чего-то начинать!

LightroomScreenSnapz008

Шаг 2. Для более тонкой подстройки вооружитесь инструментом Target Adjustment из меню Grayscale Mix. Собственно сам Grayscale Mix и есть модуль настройки представления цветов в ч/б, а Target Adjustment – очень удобный инструмент, позволяющий корректировать цвет непосредственно в самом изображении, не касаясь ползунков настройки. Чтобы его активировать нажмите на небольшой кружок в левой верхней части панели и наведите курсор на ту часть изображения, которую нужно сделать темнее, нажмите клавишу мыши и, не отпуская, потяните вниз. Чтобы осветлить, тянуть нужно, соответственно, вверх. Таким образом, вы отрегулируете яркости отображения цветов в черно-белом представлении.

LightroomScreenSnapz010 LightroomScreenSnapz011

Здесь вам может помочь еще одна опция Lightroom – Before & After view.

LightroomScreenSnapz020

В нижней части экрана, над лентой снимков находится кнопка переключения в этот режим. Возможно, чтобы ее увидеть, нужно нажать кнопку Done – если в данный момент активен инструмент Target Adjustment. Экран разделится на две половины, в одной будет цветное, в другой черно-белое изображение. Ориентируясь на цветном, вам будет проще понять, какие детали можно регулировать, не затрагивая остальные.
Впрочем, для настройки черно-белого изображения есть и более простой способ: вместо Grayscale Mix можно воспользоваться параметрами Temp и Tint из панели White Balance. Забавно, но этот, на первый взгляд, парадоксальный прием дает очень интересные результаты. Установите Temp в крайнее положение (попробуйте и левое, и правое), а затем регулируйте Tint, потом попробуйте наоборот. Довольно быстро находится единственно возможный вариант с сильными контрастами.

LightroomScreenSnapz009

Шаг 3. Во многих случаях описанными выше способами не удается осветлить или затемнить отдельные части изображения. Возможно, оттого, что на цветном снимке они изначально схожего цвета. В любом случае зональная коррекция яркости может оказаться не лишней.
Для локальной настройки яркости в пейзажных снимках можно использовать инструмент Graduated Filter, имитирующий работу градиентного светофильтра, для более сложных сюжетов — инструмент Adjustment Brush, аналогичный по свойствам, позволяющий корректировать произвольные элементы изображения.

LightroomScreenSnapz013

Вызовите инструмент Adjustment Brush из панели, находящейся непосредственно под гистограммой. В его настройках нажмите плюс рядом со словом exposure и прорисуйте те части изображения, где света не хватает. Ничего страшного, если коррекция оказалась избыточной или, наоборот, недостаточной, воспользуйтесь ползунком amount для регулировки экспозиции в выделенной области. Здесь стоит заметить, что эта процедура довольно ресурсоемкая и при невысокой производительности вашего компьютера может оказаться, мягко говоря, не очень комфортной, однако результат всегда стоит того. В конце работы нажмите на изображение кисти под гистограммой, чтобы закрыть панель инструмента.

Шаг 4. Снимок теперь начал приобретать более внятный вид. В черно-белом изображении особое внимание стоит уделять контрастам. Это настолько важный момент, что ползунок «Contrast» оставим в покое, уж очень это грубый инструмент. Наиболее подходящей будет настройка Clarity из группы Presence панели Basic. Этот параметр усиливает контраст в полутонах, не касаясь светов и теней, что позволит выделить и вывести на передний план всю фактуру изображения. Для архитектуры, интерьеров оптимальным будет значение порядка 60-80, для портретов 20-50. Впрочем, ничто не может вам помешать установить его и на 100, если того требует сюжет.

LightroomScreenSnapz015

Шаг 5. Перейдем к тоновой кривой для окончательной настройки контраста. У многих начинающих пользователей Photoshop обращение к кривым вызывает священный ужас, однако разработчики Lightroom учли и это – в панели Tone Curve тоже есть свой Target Adjustment Tool, в результате работа с кривыми превращается в простую, интуитивно понятную процедуру. Нажмите на кружок в левой верхней части панели Tone Curve. Наведите курсор на ту область изображения, которую нужно затемнить и потяните вниз, для осветления - вверх.

LightroomScreenSnapz016

Здесь можно остановиться. Зайдите в меню Presets и нажмите «+», чтобы сохранить настройки этой фотографии. Теперь, если вам захочется обработать похожую фотографию в таком же стиле, достаточно будет выбрать в меню Presets только что сохраненные настройки.



Рассмотрим еще один способ с другим набором инструментов для обесцвечивания изображения. Вместо переключения в режим Grayscale, приведем цвета к нулевой (или близкой к ней) насыщенности при помощи инструмента HSL (Hue, Saturation, Luminance). Этот способ хорош для фотографий с большим цветовым разнообразием, с его помощью можно добиваться интересных эффектов с частичным сохранением цветов, но что самое главное – он создает меньше шумов.

Шаг 1. Перейдите к панели HSL и установите все ползунки Saturation в положение -100. Это приведет к полному обесцвечиванию изображения.

LightroomScreenSnapz017

Я советую в этот момент перейти к панели Presets и сохранить эту настройку. Нажмите на плюс. В появившемся окне снимите все галочки, оставив лишь пункт Color Adjustment, назовите «Saturation -100» и нажмите «Create».

LightroomScreenSnapz018

Следующий раз для приведения всех ползунков Saturation в положение -100 просто выберите этот preset из соответствующего меню.

Шаг 2. Перейдем к настройкам тонового баланса. Для начала нажмите Auto в панели Tone.

LightroomScreenSnapz019

Если результат вас не устраивает (что весьма вероятно), поработайте с тоновыми настройками Exposure (поправка экспозиции), Recovery (восстановление деталей в светах), Fill Light (осветление полутонов) и Blacks (регулировка теней). Не нужно доводить тоновый баланс до идеального состояния на этом этапе, при необходимости сюда можно вернуться в финале работы.


Шаг 3. В первой методике настройка представления цветов в черно-белом режиме производилась средствами Grayscale, здесь же для тонких настроек вооружитесь Target Adjustment Tool от панели Luminance из группы HSL и отрегулируйте яркость представления цветов.

LightroomScreenSnapz021

Дальнейшие шаги аналогичны шагам 5-7 предыдущего метода. После чего можно вернуться к настройкам тонового баланса, описанным в шаге 2 для окончательной доводки изображения.

Описанные способы создания черно-белых фотографий довольно просты в исполнении, универсальны и позволяют быстро добиться результата. Основную трудность составляет точное следование идее снимка и предельная ее реализация. Не забывайте о главном!


10.03.2010

envelope

Спасибо! Вам на e-mail отправлено письмо со ссылкой для подтверждения

Если письмо не пришло, поищите его в папке со спамом или повторите подписку

email-checked.png

Вы подписались на рассылку